История швейцарского грузовика, прошедшего через войну.
От текстильной фабрики к автомобильной легенде
Швейцарский предприниматель Адольф Заурер, в поисках альтернативы гидроэнергетике для своей текстильной фабрики, разработал в 1888 г. стационарный двигатель внутреннего сгорания. Последующие усовершенствования привели к появлению первого автомобиля Saurer в 1896 г. Эта модель оснащалась двухцилиндровым двигателем мощностью 5 л.с. и производилась по лицензии во Франции компанией Koch.
Прорыв в автомобилестроении
В 1903 г. сын Адольфа, Ипполит, квалифицированный инженер, представил более совершенный автомобиль Заурер. Он обладал 4,4-литровым четырехцилиндровым двигателем с боковыми клапанами, четырехступенчатой коробкой передач и цепной главной передачей. Новинкой стала система пневматического запуска, запатентованная Заурером, которую впоследствии использовали такие гиганты, как Brasier, Panhard-Levassor и Renault.
Saurer постепенно перешел на карданный вал, увеличил объем двигателя до 5,3 л, а затем представил роскошную модель с 9,2-литровым мотором мощностью 50/60 л.с. Этот автомобиль, сравнимый с Rolls-Royce Silver Ghost, стал символом швейцарского качества и роскоши.
В мир коммерческого транспорта
К 1911 г. Saurer вышел на рынок коммерческих автомобилей, став в течение многих лет ведущим производителем грузовиков в Швейцарии. Во время Первой мировой войны грузовики Заурер широко использовались во французской армии для перевозки солдат и артиллерии.
В конце 1914 г. на фронт поступили грузовики Saurer серий АА, АВ и АС грузоподъемностью 2, 4 и 5 т.
Saurer Lorry, представленный на фото, оснащался:
• Четырехцилиндровым двигателем объемом 5322 см³.
• Диаметром цилиндра 110 мм.
• Ходом поршня 140 мм.
• Зажиганием от магнето.
• 4-ступенчатой механической коробкой передач.
• Колесной базой 3895 мм.
Примечательно, что перед реставрацией грузовик был полностью разобран и собран заново, что подчеркивает его историческую ценность.
![]() |
Автор: Александр Резников |





