В этой статье вы узнаете:
AEC Routemaster CRL4 ECW Prototype (H32/25RD) 1957: экспериментальный Routemaster для междугородних линий.
В 1957 году компания AEC совместно с кузовостроительным предприятием Eastern Coach Works (ECW) представила необычный опытный вариант Routemaster под индексом CRL4. В отличие от классических городских автобусов London Transport, этот прототип создавался специально для линий Green Line, обслуживавших пригороды и междугородние маршруты. Он стал четвёртым по счёту из серии опытных машин Routemaster, но первым, предназначенным для дальних рейсов, и предвосхитил появление более комфортабельных версий RMF и RMC.
Внешний вид AEC Routemaster CRL4 ECW Prototype
Routemaster CRL4 заметно отличался от привычных красных лондонских автобусов. Его окраска выполнена в зелёно-кремовой гамме Green Line, использовавшейся для междугородних маршрутов, такой автобус сразу узнавался в потоке. Кузов от Eastern Coach Works имел те же общие пропорции, что и стандартный RM, но с рядом индивидуальных особенностей: изменённым оформлением передней части, интегрированными указателями маршрутов и более крупными окнами.
Передняя часть CRL4 выглядит элегантнее и строже, чем у серийных машин Park Royal: слегка скошенный лоб с обтекаемыми углами, уменьшенный воздухозаборник и вертикальная решётка радиатора с центральной эмблемой AEC. Кузов собран по той же алюминиевой технологии с использованием модульных панелей. С правой стороны находилась дверь для водителя, а сзади закрытая дверь с автоматическим приводом вместо открытой площадки, что было необходимо для эксплуатации за пределами центра Лондона.
Общий вид машины производит впечатление более «туристического» Routemaster: ровные линии, приглушённые цвета и продуманная аэродинамика для междугороднего использования.
Интерьер
Салон CRL4 был рассчитан на 57 пассажиров (32 на верхнем и 25 на нижнем уровне) и отличался более высоким уровнем комфорта, чем у обычных городских RM. Кресла имели мягкую обивку с тканевым рисунком и более глубокие спинки. Вдоль окон располагались шторы, редкость для автобусов того времени.
На нижнем этаже был предусмотрен небольшой багажный отсек и улучшенная система отопления. Верхний этаж получил улучшенную вентиляцию, а уровень шума был снижен за счёт дополнительной шумоизоляции кузова. Вход и выход осуществлялись через заднюю дверь с пневматическим приводом, а у кондуктора имелся фиксированный пост с турникетом.
Отделка интерьера в традициях междугородних автобусов Green Line: зелёные панели, металлические поручни с полированным покрытием и надписи шрифтом London Transport Executive. Всё в салоне было подчинено идее: сделать Routemaster пригодным не только для городских коротких маршрутов, но и для часовых поездок между пригородами.
Технические характеристики AEC Routemaster CRL4 ECW Prototype (H32/25RD) 1957 года
Общие данные:
- Модель: AEC Routemaster CRL4 Prototype
- Год постройки: 1957
- Кузов: Eastern Coach Works (ECW)
- Компоновка: двухэтажный, междугородний (H32/25RD)
- Производитель шасси: Associated Equipment Company (AEC)
- Назначение: междугородние и пригородные линии Green Line
Двигатель:
- Тип: AEC AV590, дизельный, рядный 6-цилиндровый
- Рабочий объём: 9,6 л
- Мощность: 125 л.с. при 1800 об/мин
- Охлаждение: жидкостное
- Система питания: механический топливный насос
Трансмиссия:
- Тип: автоматическая AEC Monocontrol с гидротрансформатором
- Привод: на заднюю ось
- Сцепление: гидродинамическое
- Главная передача: гипоидная
Ходовая часть:
- Передняя подвеска: независимая, пружинная (по образцу RM1)
- Задняя подвеска: зависимая, рессорная
- Тормоза: пневматические барабанные
- Рулевое управление: с гидроусилителем
Размеры и масса:
- Длина: 8,54 м
- Ширина: 2,49 м
- Высота: 4,38 м
- Колёсная база: 5,79 м
- Масса снаряжённая: около 7,7 т
- Вместимость: 57 пассажиров (32 верхний / 25 нижний этаж)
Электрооборудование:
- Напряжение: 24 В
- Генератор: CAV
- Аккумуляторы: 2×12 В
Особенности прототипа:
- Кузов ECW с закрытой задней дверью
- Междугородняя планировка салона с мягкими креслами
- Зелёно-кремовая окраска Green Line
- Улучшенная шумоизоляция
- Опытная система отопления и вентиляции
Читайте также:
![]() |
Автор обзора: Александр Резников |


